|
||||||||
Chet AtkinsКлючевые элементы стиля Чета Эткинса |
||||||||
<<< При упоминании имени Эткинса большинство гитаристов сразу начинают говорить о его удивительном пальцевом способе звукоизвлечения. Правда дальше этого дело не идет, поскольку то, что лежит на поверхности и считается важнейшим элементом его стиля. Но если внимательно прослушать любую из аранжировок этого выдающегося мастера, вы обнаружите массу со вкусом исполненных деталей, среди которых скоростные арпеджио, умопомрачительные пассажи и звонкие флажолеты, при исполнении которых используются различные технические находки, неизвестные широкому кругу гитаристов. Благодаря этому гитарист свободно чувствует себя в самых разнообразных стилях, включая джаз и классику. Одной из самых интересных композиций, исполненных Четом, является его аранжировка рэгтайма “Dizzy Fingers” (автор Зез Конфри). Здесь Эткинс демонстрирует свою уникальную технику звукоизвлечения при игре скоростных одноголосых пассажей. Эта пьеса была включена в сборник “20 Great Country Hits” (RCA, CPL 2-1286), а на концертах Чет часто исполнял ее на бис. А вот что говорит сам Мастер: «Моя техника правой руки сформировалась в тот период, когда я «снимал» различных пианистов. Сначала я играл прием «ролл» большим, указательным и средним пальцами. Со временем я начал использовать указательный, средний и безымянный пальцы одновременно с чередующимся басом, особенно в пьесах типа “In the Mood” Гленна Миллера. Примером «ролла» можно считать секвенцию G B E G B G, которая играется в 3-й позиции, начиная с ноты G (4-я струна, 5-й лад). «Пьесу “Dizzy Fingers” я решил включить в свой репертуар после того, как услышал ее в исполнение Марка Барнетта, банджиста и педагога из Нэшвилла, игравшего на 5-струнном банджо. Эту мелодию очень трудно сыграть обычным медиатором – слишком много в ней скачков, зато пальцами она исполняется без особых проблем». Поэтому Чет решил использовать этот прием «ролл», играя данную композицию. Такое исполнение характерно для мелодического стиля игры на банджо. Далее Чет рассказывает об этом приеме: «Я играю медиатором, который надевается на большой палец, но я не советовал бы это другим гитаристам, потому что с таким медиатором трудно получить объемный звук. Если бы я сейчас начал учиться с нуля, то я бы играл только пальцами. Только один большой палец дает достаточно богатую палитру звуковых оттенков. Большинство моих приемов для правой руки можно использовать и без медиатора, хотя некоторые из скоростных арпеджио без его помощи сыграть почти невозможно». «Мне никогда не удавалось сыграть быстрые пассажи чередующимся штрихом указательного и среднего пальцев правой руки, так как это делают гитаристы-классики. Но, зато, я могу это делать, включив в работу большой палец. Если мне нужно играть по-настоящему быстро, я использую следующий штрих: большой-средний-указательный пальцы, причем именно в таком порядке. Этот прием очень хорош для исполнения заранее отрепетированных пассажей, импровизировать же мне удобнее большим и указательным пальцами». Идею использовать в своей игре флажолеты, Чет позаимствовал у гитаристов «педал-стил». Суть этого приема в том, что нота и соответствующий флажолет извлекаются одновременно. Флажолет берется большим и указательным пальцами правой руки, при этом указательный палец должен располагаться точно над ладом. |
||||||||
|